Термины, применяемые при морских перевозках контейнеров.
Основные термины
Bill of Lading, B/L (коносамент) — морская накладная на перевозку груза.
Shipper — отправитель груза.
Consignee — получатель груза.
Notify party — графа в коносаменте, где вписывается сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Как правило, это экспедитор или другой представитель получателя в порту.
Freight (фрахт) — плата за перевозку груза.
Loading — погрузка.
Discharging — выгрузка.
Feeder (фидер) — морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанский корабль. При заказе перевозка на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, отдельного заказа и оплаты не требуется.
TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) – единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера. 1х40-футовый контейнер = 2TEU. Для 40-футового контейнера ставки, данные за TEU, необходимо умножить на 2.
Условия перевозок
CY (Container Yard) Контейнерный терминал:
- место хранения контейнеров перед их дальнейшей отправкой получателю;
- способ перевозки грузовых ISO-контейнеров, при котором перевозчик отвечает за вверенный ему контейнер начиная с момента передачи его на территории контейнерной площадки (контейнерного терминала) порта отправления и до момента выгрузки его на территории контейнерного терминала порта назначения.
DOOR (Door to door) Доставка до двери – условие перевозки при отправлении/прибытии означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя. стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.
FI (Free In) Свободно от погрузки – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.
FO (Free Out) Свободно от выгрузки – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.
LI (Liner In) Линейные условия при отправлении – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта.
LO (Liner Out) Линейные условия при прибытии — означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнером терминале включены в ставку фрахта.
BAF (Bunker Adjustment Factory) Бункерная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально.
CAF (Currency Adjustment Factory) Валютная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта.
IMO Surcharge — надбавка за опасный груз.
ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность.
GRI – плановое повышение базовой ставки с определенной даты.
THC (Terminal Handling Charges) Терминальная обработка груза – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д.
Heavy Lift Charge – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении).
PCS (Port Congestion Surcharge) – надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта.
PSS (Peak Season Surcharge) — надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»).
WarRisk — военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действий.
WinterSurcharge — зимняя надбавка, взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.
Дополнительные условия и сборы
Оплачиваются местным агентам линии, как правило, через портовых экспедиторов.
Demurrage — штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента получения порожнего контейнера под погрузку до момента погрузки груженого контейнера на судно (для экспорта).
Период использования контейнера может быть разделен на Demurrage и Detention. Тогда Demurrage – штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention – штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.
AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) — сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.
Дополнительные сборы порта — оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий.
Хранение (Storage) – ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEUи имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).
За выставление на досмотр (Inspection fee) – ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.
Ставки за дополнительные операции – ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.